Дорогой панды пройдут только самые способные

(Материал Гезеты «Слово» от 16 мая 2017 года)
Автор статьи: Альбина БУТАЕВА

В августе прошлого года двое молодых людей Аслан Чшиев и Мадина Плиева образовали «Математический клуб «Панда» — общественное объединение, единственная задача которого — выявлять способных детей и готовить их к математическим олимпиадам. Аслан Чшиев рассказал газете «Слово» о том, зачем детям олимпиадная математика, какое место Осетия занимает в рейтинге точных наук и кто сегодня готов вкладывать в подрастающее поколение.

 

— Почему для детей важно заниматься математикой?

 

— Математика — это наука, которая наиболее всего подходит для развития логического, абстрактного и аналитического мышления. Занимаясь математикой в школе, особенно олимпиадной математикой, ребенок получает возможность развития и выхода на новый уровень мышления. Задачи на олимпиаде сложные, и чтобы их решить, нужно обладать талантом, аналитическими способностями, хорошей памятью и очень многими качествами, в том числе высоким уровнем интеллекта.

 

— Вы мониторите ситуацию — насколько активно наши дети в настоящее время участвуют в математических олимпиадах, и какие результаты они показывают?

 

— Да, мы знаем ситуацию в нашей республике, на Юге России и в стране в целом.

 

— Есть ощущение, что республика отстает.

 

— Мы сильно отстаем, потому что в отличие от наших соседей даже по Северо-Кавказскому региону и тем более в общем по России, мы все эти годы не занимались олимпиадной математикой. Поэтому все далеко от нас ушли. К примеру, Дагестан и Адыгея занимают лидирующие позиции на Кавказе. Скажем, в Адыгее на олимпиаде, которую проводила Высшая школа экономики, было достигнуто три стопроцентных результата. А у нас в этой же олимпиаде только один диплом в 10-м классе и только третьей степени. Это результат нашей двухгодичной работы, при том что в соседних регионах последние 15-20 лет существуют большие центры дополнительного образования. У каждого региона своя история — где-то есть государственная поддержка, где-то развита частная инициатива.

 

— Сегодня на олимпиаду пришли учащиеся третьих и пятых классов?

 

— Да, мы поняли, что возрастную планку нужно спускать. В частности, в том же Дагестане и Адыгее работа с детьми начинается с третьего класса. Они выявляют у себя в регионе способных к математике школьников и дальше сопровождают их.

 

— Принять участие в вашей олимпиаде может каждый желающий?

 

— Если говорить об олимпиаде школьников по математике «Путь Панды», которая проходит в два сезона: осенний и весенний, то к нам приходит каждый желающий. Уникальность этой олимпиады в том, что пишется шесть разных тем весной и шесть тем осенью. В результате, по итогам шести тем мы узнаем, кто из наших детей в республике на каком уровне. Получается неофициальный рейтинг, который сегодня охватывает около 600 школьников.

 

— Это ведь одновременно и рейтинг учебных заведений, так как ребенок показывает тот уровень знаний, который даю т ему в школе?

 

— Это не совсем так, потому что многие школьники занимаются по своим индивидуальным программам и поэтому не всегда отображают уровень преподавания математики в их школе.

Кроме этой олимпиады, у нас еще есть два турнира математических боев — для старших и младших классов. В марте мы провели первый владикавказский турнир юных математиков. Он был для 6-7 классов. В нем участвовало около 70 лучших школьников. Мы провели его первый раз по образцу тех турниров, которые в этом формате проводятся в России. Это было важно во многих смыслах — прежде всего в образовательном, потому что дети многому научились. Важно это было и в коммуникационном и в мотивационном смыслах, потому что дети разных школ начали друг с другом общаться и увидели, что многие другие дети углубленно занимаются математикой, таким образом, поднимается мотивация для занятий математикой.

 

— Можете дать оценку уровню подготовки наших детей?

 

— Подготовка в начальных классах во многих школах на хорошем уровне, и мы не отстаем от других регионов. Но если с пятого класса дети, у которых есть способности к математике, не начинают их развивать, то у них атрофируется интерес, и к 8-9 классу мотивация сходит на нет. Таким образом, происходит стагнация, и мы теряем способных детей.

Нужно понимать, что школа не позволяет подняться выше определенного уровня, потому что дети разные, и в таких условиях у более способных пропадает мотивация. Поэтому нужны либо специализированные классы, которых у нас в республике нет, либо кружковая работа.

 

— Можно ли этим объяснить сложившуюся тенденцию, когда к выпускным экзаменам школьники в большинстве своем сдают ЕГЭ по гуманитарным направлениям?

 

— Есть другая тенденция. Учащиеся старших классов, которым математика может понадобиться на вступительных экзаменах, начинают активно готовиться к ЕГЭ, и при этом мало кто из них занимается математическими олимпиадами.

 

— То есть, это совсем разные вещи?

 

— Да, это разные вещи, как по содержанию, так и по развитию. С одной стороны, конечно, олимпиады содержательно сложнее, но, в отличие от ЕГЭ, они дают возможность нескольких попыток. У нас бывает, что в марте ученик уже знает, что поступил в вуз, потому что какую-то из олимпиад написал хорошо. Таким образом, это получается гораздо более продуктивный путь, чем ЕГЭ. Набрать по ЕГЭ 100 баллов по математике у нас в республике практически нереально. Между тем, если участвовать в олимпиадах, то есть возможность стать как минимум призером и получить свои 100 баллов, а выиграв олимпиаду, вообще можно поступить без экзаменов в любой вуз.

 

— В каких олимпиадах наши школьники могут принимать участие?

 

— Это направление у нас пока слабо развито, но при этом поступательное движение идет. В этом году при участии ректора СОГУ Алана Огоева у нас получилось привезти в республику олимпиаду «Ломоносов». Это олимпиада первого уровня.

 

— Что это значит?

 

— В Министерстве образования России есть перечень, в котором обозначены олимпиады первого, второго и третьего уровней. Так, к примеру, победа в олимпиадах первого уровня дает возможность поступления в любой вуз страны, а призерство — 100 баллов. Олимпиады второго уровня — поступление в более ограниченный, но тоже достаточно хороший круг вузов, и призерство в них тоже дает 100 баллов. Поэтому очень круто, что с помощью СОГУ удалось провести в республике олимпиаду первого уровня.

 

— Можем ли мы рассчитывать, что в республике появятся и другие олимпиады?

 

— Я знаю, что у СОГУ есть планы в следующем году расширить круг олимпиад. В целом их около десяти, и это хороший перспективный путь для тех школьников, которые хотят поступать в хорошие вузы. Под «хорошими» я имею ввиду те, где, как правило, по трем предметам нужно набрать 300 баллов.

 

— Вы довольны количеством ребят, которых на сегодняшний день охватывает «Путь панды»?

 

— Мы пока свой потенциал не реализовали. В «Путь панды» в настоящий момент активно участвуют 2-3 школы – это № 44, № 22 и МБОУ-лицей г. Владикавказа. Учащиеся остальных школ приходят к нам, проявляя личную инициативу. Конечно, если бы участвовало больше школ, то и результат был бы лучше.

 

— Как к вам можно попасть?

 

— У нас есть два школьных кружка. Один из них в школе № 22, а второй — в МБОУ-лицей г. Владикавказа. Это, конечно хорошо, но они имеют свои ограниченные возможности. Сейчас идет инициатива от Ассоциации социально активного бизнеса “Сила единства”, предприниматели готовы выступить меценатами организации на базе Дворца пионеров общегородского и при этом бесплатного математического кружка. Правда, количество мест в нем будет ограничено, и поэтому предполагается входная олимпиада. Могу анонсировать, что мы готовим летнюю школу, которая, возможно, пройдет в одном из центров летнего отдыха детей. Если получится, то сделаем один поток, где до 40 детей в течение 18 дней будут заниматься математикой.

 

— Как выстраивается работа с Министерством образования республики?

 

— С Министерством образования мы только начинаем знакомиться. Очевидно, они еще не знают наши возможности, так же, как и мы не пользуемся их возможностями. Но рассчитываем, что возможности, которыми мы можем поделиться, будут использованы Министерством образования для развития олимпиадной математики.

Источник